АЭРОПОРТ КОЛЬЦОВО

9
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ
Адрес: Екатеринбург, площадь Бахчиванджи, 1
Тогда: Аэропорт Кольцово северо-восточной воздушной транспортной магистрали "Москва-Уэлькаль"
Сейчас: Международный аэропорт Кольцово
Аэропорт Кольцово северо-восточной воздушной транспортной магистрали «Москва – Уэлькаль».

В годы войны аэропорт Кольцово сыграл важную роль в перегоне военных самолетов, доставке других грузов из США в СССР по программе «Ленд-лиз».

В сентябре-октябре 1941 года в Москве проходила конференция зарождающейся антигитлеровской коалиции – СССР, США и Англии. На ней было решено поставлять в СССР по ленд-лизу по 400 боевых самолетов в месяц. Однако до конца года было доставлено морскими конвоями всего 204 самолета, в основном, через Мурманск. В 1942 году судьба северных конвоев PQ нередко складывалась драматично. Потребовался надежный воздушный мост, недосягаемый для противника. Так родилась воздушная трасса «Аляска-Сибирь», или, сокращённо, Алсиб.

С Аляски до Красноярска авиатрасса через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Колымы, Якутии и Сибири. Общая протяжённость трассы от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6450 км, из них по территории СССР – 5000 км. В целом же с американских заводов до советско-германского фронта перегоняемому самолёту приходилось преодолевать до 14 000 км. Из Красноярска до фронта бомбардировщики перегонялись своим ходом (истребители – в разобранном виде по железной дороге). Из-за сложных погодных условий и рельефа местности не раз происходили летные происшествия и гибель летчиков. С февраля 1943 года трасса стала проходить над Уралом – от Фэрбенкса (Аляска) до Москвы через Уэлькаль, Якутск, Красноярск, Свердловск, Казань.

10 июля 1943 года на базе военного аэродрома был образован гражданский аэропорт Кольцово. Порт находился в подчинении северо-восточной воздушной транспортной магистрали «Москва – Уэлькаль». Впервые в истории нашей страны на единой базе были объединены Военно-Воздушные Силы и гражданский воздушный флот.

По трассе было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов. Из них – 2084 бомбардировщиков, 5062 истребителей, 708 транспортных самолетов, 54 учебно-тренировочных самолетов.

По Алсибу перемещались дипломаты и военные специалисты, в том числе послы СССР в США М. М. Литвинов и А. А. Громыко, американские генералы и вице-президент США Генри Уоллес.

С октября 1942 по октябрь 1945 годов по воздушной трассе было перевезено 128 371 пассажир, 18 753 тонны грузов и 319 тонн почты.
ИСТОЧНИКИ, ЛИТЕРАТУРА, ССЫЛКИ:
1. http://svx.aero/about/history/ История аэропорта Кольцово
2. екатеринбург.рф/news//3123/ 71 год назад Кольцово перешел в ведение гражданской авиации.
3. https://www.aviaport.ru/digest/2015/05/06/338645.h...
4. https://ok.ru/nashekb/topic/63947822066583
Есть чем дополнить или нашли неточность? Напишите нам!