ВКЛАД УРАЛА В ПОБЕДУ
ЕКАТЕРИНБУРГ
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
9
ЦЕНТР
КУЛЬТУРЫ
Адрес: Екатеринбург, улица Ленина, 46А
Тогда: Свердловский ТОИБ имени А.В. Луначарского
Сейчас: Свердловский ТОИБ имени А.В. Луначарского
С началом Великой Отечественной войны основой репертуара театра стала тема борьбы за свободу Родины. Уже осенью 1941 г. была поставлена опера Д. Россини «Вильгельм Телль» о героической борьбе швейцарского народа со своими угнетателями. Театр осуществлял постановку крупнейших произведений русской классики: «Иван Сусанин» (М. Глинка), «Борис Годунов» (М. Мусоргский), «Дубровский» (П. Чайковский). Успехом пользовалась «Пиковая дама». Горячо принимал зритель военных лет «Руслана и Людмилу» и «Псковитянку».

Из западных опер в 1944 – 1945 гг. появились в афише «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Чио-Чио-сан» Д. Пуччини и «Отелло» Дж. Верди. Наибольший успех пришелся на оперу «Отелло», премьера которой состоялась 21 апреля 1945 г. Спектакль был удостоен Государственной премии.

Большое значение в творческой жизни театра военных лет имели постановки новых советских опер «Надежда Светлова» И. Дзержинского (1943), повествующая о легендарной обороне Ленинграда, «Суворов» С. Василенко (1942), «Емельян Пугачёв» М. Коваля (1943). ». Оживленный интерес у музыкальной общественности Урала вызвала постановка оперы В.Н. Трамбицкого по пьесе А.Н. Островского «Гроза». Большой успех имела, поставленная в годы войны опера Дж. Верди «Отелло».

В период войны плодотворно трудилась и балетная труппа театра. Ею были осуществлены постановки балетов П.И. Чайковского («Лебединое озеро»), А.И. Хачатуряна («Гаяне»), А. Адана («Корсар») и других известных композиторов. В феврале 1943 г. балетмейстер В. Кононович осуществил постановку «Конька-горбунка». Жизнерадостно и красочно прозвучал балет композитора А. И. Хачатуряна «Гаянэ». В 1944 г. состоялась премьера первого уральского балета «Каменный цветок» композитора А. Фридлендера на сюжеты сказов П. П. Бажова «Каменный цветок» и «Горный мастер

В годы войны Свердловский театр оперы и балета работал в полную силу. На его афише было более 30 спектаклей. Театр с честью выдержал испытания военного времени. Вплоть до 1944 года в театре не знали выходных дней.

Артисты отправляли в действующую армию теплые вещи, продовольственные посылки, на свои средства приобрели и отправили на фронт три танка. Вместе с другими творческими коллективами страны они собрали средства на эскадрилью «Советский артист». В фонд обороны от театра поступило 1,5 миллиона рублей.

За пять лет артисты дали более 4 тысяч концертов – на фронтах в составе сборных фронтовых бригад, в тыловых частях и госпиталях.
Работники театра участвовали в организации одного из госпиталей, дежурили по ночам у тяжелораненных бойцов, читали им газеты и книги.

Уникальной страницей в летописи театра военных лет стало выступление на его сцене актеров знаменитого Московского художественного академического театра. Война застала труппу московского театра в Минске, поэтому мхатовцы вынуждены были переехать в Саратов. А когда в июле 1942-го немцы стали бомбить и его, часть актёров во главе с Василием Немировичем-Данченко и Ольгой Книппер-Чеховой отправились в Тбилиси, остальные же уехали в Свердловск. За три месяца пребывания на Урале труппа МХАТа сыграла 79 спектаклей, большинство из которых – в Свердловском театре оперы и балета. Артисты выступали на сцене оперного театра, в госпиталях, в трудовых коллективах, с фронтовыми бригадами выезжали в действующую армию, работали над постановкой пьесы А.Корнейчука "Фронт".

ИСТОЧНИКИ, ЛИТЕРАТУРА, ССЫЛКИ:
1. Живая жизнь театра: Вековая панорама. Премьеры. Мастера : моногр. / О.Л. Девятова.
2. Фридлендер А. Г. Первый уральский балет
3. Бажовская энциклопедия/ Редакторы-составители В.В. Блажес, М.А. Литовская.
4. https://uralopera.ru/
Есть чем дополнить или нашли неточность? Напишите нам!